Борцы в халха-монгольской форме |
Южномонгольские борцы |
И у западных, и у
Южномонгольские борцы |
Борец в южномонгольской форме |
Современный ножной доспех делается просто из войлока или плотной ткани, богато вышивается орнаментом или надписями по-монгольски. Однако, еще в 1960-х годах борцы продолжали использовать старые доспехи из кожи с металлическими элементами. Предполагаю, что это наследие старинного комплекта доспехов, а вся вообще форма южнонгольских борцов дает возможность предположить, что их вид борьбы в какой-то части происходит от борьбы в доспехах.
Это специфический вид, довольно мало распространенный в мире, но кое-где он в средние века бытовал. В Японии развилось боевое искусство ёрои-кумиучи, в Западной Европе пытались сформулировать основные принципы борьбы в тамошних рыцарских доспехах. У японцев постепенно из ёрои-кумиучи развились виды борьбы, основанные на болевых приемах (заломах по сочленениям), что было логично, ибо против воина в доспехах удары кулаком и даже ногами не особенно эффективны. У монголов по ряду причин такие виды приемов не получили особого развития (о чем следует написать отдельно), но зато возникли уникальные приемы воздействия на позвоночник. Дело в том, что монгольские комплексы доспехов никогда не включали в себя полной цельнометаллической кирасы, соответственно позвоночник сохранял гибкость и воздействие на него через ламеллярный доспех в принципе оставалось доступным. На самых старых кожано-металлических дзодогах в области спины встречаются массивные металлические вставки, порой богато декорированные. Вероятно, это какие-то следы попыток защиты позвоночника от былых приемов, во всяком случае, на обычных боевых доспехах монголов никаких массивных металлических деталей на спине не заметно. Т.е. дзодог, сам генетически восходя к доспехам, не был их обычной частью, он стал ответом на уже сложившиеся приемы борьбы, его форма появилась специально для такого вида борьбы.
Южномонгольские борцы. Фото рубежа 19-20 вв. |
Не имея ничего против этой легенды, рискну предположить, что дзодог появился не во времена Хутулун, а гораздо позже. В "Тайной истории монголов" и в "Сборнике летописей" нет никаких упоминаний о куртках на борцах, хотя сама борьба описывается неоднократно. В первом источнике зато есть упоминание о savari "огрубевшей коже" на спине борца. Это очень характерная деталь, сквозной нитью проходящая через бурятские легенды о монгольских борцах - бухэ. Буряты, описывая жизнь бухэ, часто упоминают веревочные сети, на которых спали профессиональные борцы. Иногда они даже не ездили верхом на турниры, но их привозили на телегах, в которых были натянуты такие сети. Для чего они были нужны? Ответ неожиданный - для того, чтобы получить ту самую "огрубевшую кожу" haaри на спине. Бухэ можно сказать истязали себя, чтобы добиться такого состояния кожи на спине. Потому что в ту пору у них не было дзодогов!
В бурятском эпосе полно описаний борцовских поединков и обыденным мотивом в них является описание приема, когда бухэ пальцами вырывает кожу и мясо со спины противника. Это примерно то же самое, что и прием "орлиные когти" в китайском боевом искусстве. Особая тренировка пальцев в принципе позволяет добиться такой силы, чтобы произвести подобные разрушения во вражеском организме. Кроме того, не забываем о приемах воздействия на позвоночник. Сейчас в Монголии упоминают об особых захватах корпуса, при которых хребет противника упирается о выступ плеча, о бросках противника спиной об колено и т.д., но, судя по косвенным данным, можно предполагать, что были и более простые приемы болевого воздействия пальцами на позвонки, ребра или область лопаток. Кроме того, "орлиные когти" позволяют воздействовать на области печени и почек. Если присмотреться к старинному дзодогу, он именно все эти области и закрывает. Закрыта спина, закрыты печень, почки, часть живота. Пока не придумали специального борцовского доспеха, бухэ тренировали мышцы спины и добивались жесткости кожи на веревочных сетях. Дзодог устранил эту проблему, но привел к тому, что старые смертельно опасные приемы начали забываться, чему конечно способствовали и общее снижение интенсивности военных столкновений, и буддизм, и государство, не заинтересованное в большом количестве калек.
После того, как наиболее опасные приемы бухэ-барилдана были запрещены, дзодок ожидаемо начал трансформироваться. Он становился все меньше, все легче, пока не приобрел максимально облегченный и уменьшенный вид в халха-монгольском типе. Теперь он используется как дань старой воинской традиции. Так представляется история дзодога, насколько ее удалось проследить. Очень может быть, что новые источники из Южной Монголии принесут еще много неожиданных сведений и изложенную версию придется корректировать. При этом, здесь изложена не история всего пути развития бухэ-барилдана, а лишь часть ее, это только первая из запланированных заметок по теме.
В завершение первой статьи несколько слов о западнобурятском и ойратском видах национальной борьбы. Начнем с того, что у ойрат бытовала совсем другая борьба, с другими правилами и другим названием - ноолдон. Но, у них, по рассказам моих калмыцких друзей, в прошлом была традиция выхода борцов, когда их вели под покрывалом и при этом на веревках. Отвязывали и скидывали покрывало перед самым началом схватки. В целом это исключительно похоже на чисто шаманский ритуал, который у бурят-монголов практикуется до сих пор, буквально в наши дни. Но, есть один момент. Веревки, на которых ведут борца, могут быть отголоском тех веревочных сетей, на которых спали старинные бухэ. Это маловероятно, но до поступления новых материалов стоит иметь в виду и такую версию. Западные буряты имеют сходные с ойратскими правила борьбы, но называют ее также как и восточные буряты, халха и южные монголы, т.е. бухэ барилдаан (в отдельных диалектах есть слово тулаан, но тут до конца не ясно его точное значение, нельзя исключить, что так называли не обычную борьбу, а какой-то вид рукопашного боя). В этнографическое время они уже не использовали сапогов хэхэ годоhон, которыми наносили мощные удары, они никогда не использовали и дзодогов, но их борцы по некоторым сведениям надевали особые кожаные штаны с высоким верхом. Штаны подпоясывались кушаком. Я склонен думать, что западнобурятские борцовские штаны в прошлом закрывали область живота и самую уязвимую часть спины. Поскольку штаны шились из кожи, они должны были защищать от тех же приемов, что привели и к появлению дзодогов.
Продолжение следует...
крутой материал....ждем продолжения с интересом
ОтветитьУдалить