четверг, 5 марта 2015 г.

Происхождение борцовской формы у монгольских народов

Бытует мнение о том, что различные виды борьбы, существующие у монгольских народов, не являются боевыми искусствами и военно-прикладного значения никогда не имели. Мягко говоря, это не совсем так, что становится совершенно очевидным при анализе хотя бы борцовской формы. Помимо нее есть и другие нюансы, о которых поговорим в другой раз, а пока упомянем только один факт - именно виды борьбы, основанной на тех же принципах, что и монгольские (а скорее всего, попросту происходящие от них), были обязательными для средневековой китайской военной аристократии. Форма же борцов в Южной Монголии, в Халхе и в Западной Бурятии не оставляет сомнений в том, что некогда разновидности борьбы бухэ-барилдан были весьма травмоопасны, а значит - имели вполне реальный боевой аспект.




Борцы в халха-монгольской форме
В Халхе (Монголия) борцы надевают куртку-дзодог и трусы-шуудаг, сшитые из особо прочной ткани, простеганной специальным швом туучмал ширмэл. Есть основания полагать, что эта форма не была исходной, так как мы знаем еще один вариант - южномонгольский. В нем куртка сделана из кожи с многочисленными металлическими элементами. Вместо шуудаг в Южной (Внутренней) Монголии используются штаны (шаровары), поверх которых надевается особый доспех, по всей вероятности, происходящий от защиты ног всадника. Можно спорить о том, какой из видов формы был более ранним, но южная разновидность мне видится исходной, потому что в фольклорных рассказах о борцах из Северной Халхи примерно 17-18 веков проскальзывает такой мотив, что они вообще не имели никаких курток. Вполне допустимо, что сама идея дзодока распространилась в Халхе под влиянием южных монголов, но приобрела собственные особенности. Это еще предстоит исследовать и даты появления дзодоков халхаской разновидности могут сдвигаться.

Южномонгольские борцы
Что касается обуви, то и в Халхе, и в Южной Монголии, она видимо не играла особой роли, и там используется просто те же сапоги, что носят обычные пастухи с поправками на моду. Однако надо упомянуть тот факт, что в Халхе издавна обувь имеет сильно загнутый носок, что является местной отличительной особенностью. У южных монголов обувь не имеет загнутого носка, но там и там борцы специальным способом обвязывают сапоги аргамжой. В Западной Бурятии на обычных борцовских турнирах боролись босиком, но этнографы зафиксировали бытование в прошлом особых борцовских сапогов с утолщением на носке. Считается, что раньше существовали приемы ударов ногой (в таком сапоге), которыми могли и убить соперника.

И у западных, и у
Южномонгольские борцы
восточных (по крайней мере, у хоринских) бурят изначально не были прямо запрещены удары кулаком, и местами встречаются описания былых схваток с применением таких ударов. В бурятских деревнях в общем-то и по сей день борьба проходит намного жестче, чем на официальных турнирах. Удары открытой ладонью, например, в область ключицы фактически применяются довольно часто. Существует мнение, что современные смягченные правила окончательно были введены сравнительно недавно, при организации первых республиканских сурхарбанов. Хотя, не исключено, что тенденция к гуманизации борьбы началась с принятием ее в качестве разрешенного спорта при буддийских монастырях Бурятии. В то же время, письменные источники на рубеж 18-19 веков показывают сохранение высокой травмоопасности бухэ-барилдана на территории, например, Хоринской степной думы.

Борец в южномонгольской форме
Как бы то ни было, наличие ударной техники еще не показывает происхождение вида спорта от чисто воинского искусства. В данном ключе наиболее показательным является использование южными монголами доспеха для ног, который сегодня фактически не показывает особой необходимости для современных правил борьбы. В Южной Монголии распространено (отсутствующее в других регионах) правило "руки против рук, ноги против ног", т.е. захваты руками за ноги исключены, а от подсечек и подножек такая защита все равно не спасает.
Современный ножной доспех делается просто из войлока или плотной ткани, богато вышивается орнаментом или надписями по-монгольски. Однако, еще в 1960-х годах борцы продолжали использовать старые доспехи из кожи с металлическими элементами. Предполагаю, что это наследие старинного комплекта доспехов, а вся вообще форма южнонгольских борцов дает возможность предположить, что их вид борьбы в какой-то части происходит от борьбы в доспехах.

Это специфический вид, довольно мало распространенный в мире, но кое-где он в средние века бытовал. В Японии развилось боевое искусство ёрои-кумиучи, в Западной Европе пытались сформулировать основные принципы борьбы в тамошних рыцарских доспехах. У японцев постепенно из ёрои-кумиучи развились виды борьбы, основанные на болевых приемах (заломах по сочленениям), что было логично, ибо против воина в доспехах удары кулаком и даже ногами не особенно эффективны. У монголов по ряду причин такие виды приемов не получили особого развития (о чем следует написать отдельно), но зато возникли уникальные приемы воздействия на позвоночник. Дело в том, что монгольские комплексы доспехов никогда не включали в себя полной цельнометаллической кирасы, соответственно позвоночник сохранял гибкость и воздействие на него через ламеллярный доспех в принципе оставалось доступным. На самых старых кожано-металлических дзодогах в области спины встречаются массивные металлические вставки, порой богато декорированные. Вероятно, это какие-то следы попыток защиты позвоночника от былых приемов, во всяком случае, на обычных боевых доспехах монголов никаких массивных металлических деталей на спине не заметно. Т.е. дзодог, сам генетически восходя к доспехам, не был их обычной частью, он стал ответом на уже сложившиеся приемы борьбы, его форма появилась специально для такого вида борьбы.

Южномонгольские борцы. Фото рубежа 19-20 вв.
Кроме приемов, направленных на позвоночник, были и другие, благодаря которым сложилась именно такая форма борцовской куртки, у которой полностью отсутствует грудная часть. Туристы, спрашивая о причинах появления такой колоритной формы, в ответ обычно получают стандартную легенду о том, что мол, в древности, некая переодетая в мужчину женщина раз за разом побеждала на турнирах, поэтому во избежание повторения такого будто и придумали куртку, обнажающую голую грудь. Легенда, конечно, тоже не придумана совсем уж на ровном месте. Образ этой борицы содержит в основе совершенно реальное историческое лицо, дочь правнука Чингисхана Хайду по имени Хутулун. Она была носительницей монгольских воинских традиций, любила борьбу, требовала, чтобы претендент на ее руку сначала смог одолеть ее в поединке. Все это, разумеется, порождало массу сплетен и, наверное, повлияло на сложение легенды. В конце концов Хутулун выбрала себе в мужья Абтагала из рода хорилас (горлос). Туристы, слушая легенду и историю Хутулун, бывают абсолютно счастливы и вспоминают аналогичный сюжет о появлении традиции бегать голыми во время греческих олимпиад.

Не имея ничего против этой легенды, рискну предположить, что дзодог появился не во времена Хутулун, а гораздо позже. В "Тайной истории монголов" и в "Сборнике летописей" нет никаких упоминаний о куртках на борцах, хотя сама борьба описывается неоднократно. В первом источнике зато есть упоминание о savari "огрубевшей коже" на спине борца. Это очень характерная деталь, сквозной нитью проходящая через бурятские легенды о монгольских борцах - бухэ. Буряты, описывая жизнь бухэ, часто упоминают веревочные сети, на которых спали профессиональные борцы. Иногда они даже не ездили верхом на турниры, но их привозили на телегах, в которых были натянуты такие сети. Для чего они были нужны? Ответ неожиданный - для того, чтобы получить ту самую "огрубевшую кожу" haaри на спине. Бухэ можно сказать истязали себя, чтобы добиться такого состояния кожи на спине. Потому что в ту пору у них не было дзодогов!

В бурятском эпосе полно описаний борцовских поединков и обыденным мотивом в них является описание приема, когда бухэ пальцами вырывает кожу и мясо со спины противника. Это примерно то же самое, что и прием "орлиные когти" в китайском боевом искусстве. Особая тренировка пальцев в принципе позволяет добиться такой силы, чтобы произвести подобные разрушения во вражеском организме. Кроме того, не забываем о приемах воздействия на позвоночник. Сейчас в Монголии упоминают об особых захватах корпуса, при которых хребет противника упирается о выступ плеча, о бросках противника спиной об колено и т.д., но, судя по косвенным данным, можно предполагать, что были и более простые приемы болевого воздействия пальцами на позвонки, ребра или область лопаток. Кроме того, "орлиные когти" позволяют воздействовать на области печени и почек. Если присмотреться к старинному дзодогу, он именно все эти области и закрывает. Закрыта спина, закрыты печень, почки, часть живота. Пока не придумали специального борцовского доспеха, бухэ тренировали мышцы спины и добивались жесткости кожи на веревочных сетях. Дзодог устранил эту проблему, но привел к тому, что старые смертельно опасные приемы начали забываться, чему конечно способствовали и общее снижение интенсивности военных столкновений, и буддизм, и государство, не заинтересованное в большом количестве калек.

После того, как наиболее опасные приемы бухэ-барилдана были запрещены, дзодок ожидаемо начал трансформироваться. Он становился все меньше, все легче, пока не приобрел максимально облегченный и уменьшенный вид в халха-монгольском типе. Теперь он используется как дань старой воинской традиции. Так представляется история дзодога, насколько ее удалось проследить. Очень может быть, что новые источники из Южной Монголии принесут еще много неожиданных сведений и изложенную версию придется корректировать. При этом, здесь изложена не история всего пути развития бухэ-барилдана, а лишь часть ее, это только первая из запланированных заметок по теме.


В завершение первой статьи несколько слов о западнобурятском и ойратском видах национальной борьбы. Начнем с того, что у ойрат бытовала совсем другая борьба, с другими правилами и другим названием - ноолдон. Но, у них, по рассказам моих калмыцких друзей, в прошлом была традиция выхода борцов, когда их вели под покрывалом и при этом на веревках. Отвязывали и скидывали покрывало перед самым началом схватки. В целом это исключительно похоже на чисто шаманский ритуал, который у бурят-монголов практикуется до сих пор, буквально в наши дни. Но, есть один момент. Веревки, на которых ведут борца, могут быть отголоском тех веревочных сетей, на которых спали старинные бухэ. Это маловероятно, но до поступления новых материалов стоит иметь в виду и такую версию. Западные буряты имеют сходные с ойратскими правила борьбы, но называют ее также как и восточные буряты, халха и южные монголы, т.е. бухэ барилдаан (в отдельных диалектах есть слово тулаан, но тут до конца не ясно его точное значение, нельзя исключить, что так называли не обычную борьбу, а какой-то вид рукопашного боя). В этнографическое время они уже не использовали сапогов хэхэ годоhон, которыми наносили мощные удары, они никогда не использовали и дзодогов, но их борцы по некоторым сведениям надевали особые кожаные штаны с высоким верхом. Штаны подпоясывались кушаком. Я склонен думать, что западнобурятские борцовские штаны в прошлом закрывали область живота и самую уязвимую часть спины. Поскольку штаны шились из кожи, они должны были защищать от тех же приемов, что привели и к появлению дзодогов.

Продолжение следует...








1 комментарий: