пятница, 20 января 2012 г.

Австралийские шляпы: "как у Данди", "Акубра" и другие

На днях по телевизору снова показывали фильмы про "Крокодила Данди". С неожиданным удовольствием пересмотрел вторую часть, аж нахлынули воспоминания. Столько ажиотажа, помню, было вокруг этих фильмов в 80-е годы... Об этом в другой раз стоит, пожалуй, написать подробнее. Сейчас хотел пару абзацев черкануть об одной детали из фильма, точнее элементе одежды, самом, наверное, желанным для советских граждан, помнящих "Данди". Речь, конечно, о шляпе.

В ту пору я учился в старших классах и соответственно возрасту периодически впадал в неистовое желание походить на героев любимых фильмов. И не я один. О шляпе "как у Данди" говорили как о недостижимом, но чертовски желанном. Ее хотели иметь сильнее, чем нож Данди (типа "Боуи") и сильнее, чем куртку Данди. Хотя куртка тоже была вещь вполне себе шикарная. В фильме из-за нее готовы были драться ребята из нью-йоркской молодежной банды. Но мы, советские школьники, не понимали ценности крокодиловой кожи, зато дружно оценили необычный дизайн шляпы на голове Пола Хогана, игравшего австралийского охотника.

Шляпа Данди с довольно высокой тульей и необычной лентой из крокодиловой кожи с крокодиловыми же зубами смотрелась не просто стильно. От одного ее вида мурашки по коже шли, до того веяло духом путешествий, жизни на природе и приключений. Ясное дело, у меня особых сомнений не было по вопросу о сувенире, который обязательно должен быть мною куплен и привезен на родину из Австралии. Можете смеяться, но и через 22 года после просмотра понравившегося фильма я не просто помнил эту шляпу; я категорически хотел ее иметь.

Правда, в череде устоявшихся в голове образов Австралии конкуренцию охотнику на крокодилов чуть позже, уже после школы, начали составлять анзаки, которые тоже выделялись своими шляпами. Солдаты ANZAC (Австралийский и Новозеландский армейский корпус) в юношестве моем представлялись наиболее крутыми англоговорящими бойцами времен Первой и Второй мировой войн. Дизайн digger hat (шляпы диггеров, как прозвали австралийских солдат) в принципе не был таким уж необычным, но доблесть анзаков сделала его символом. Практически таким же, как кавказские газыри на черкесках и мундирах, или тельняшки у моряков.

На свое удивление, я довольно долго не мог найти магазина, где продаются австралийские шляпы. Ни "шляпы Данди", ни слауча (другое название шляпы диггеров) мне не попадалось. До прибытия в Австралию я был уверен, что там повсюду будут россыпями лежать игрушечные кенгуру, настоящие бумеранги и шляпы, прежде всего "от Данди". Как нибудь потом я еще напишу о сувенирах, а пока скажу, что найти игрушку-кенгуру оказалось не просто. Бумеранги были, но не везде и не такие, как ожидалось. А австралийских шляп поначалу я просто не мог найти вообще никаких. Обойдя десятка два магазинов, я не видел ничего "australian made". Всюду категорически довлел "наш" привычный до слез Китай.  

Австралийцы, как я уже писал, вообще не склонны что-то доказывать дороговизной надетого на них. Комплекс неполноценности от дешевой одежды и пальцев, ушей без золота и бриллиантов - это типично наша дурацкая привычка. Австралийцы мудрее. Но со шляпами, как мне поначалу показалось, в Канберре была реальная напряженка. Потом я съездил на уикенд в Сидней, и хотя специально не ходил по тамошним торговым центрам, заглядывая лишь в попавшиеся по пути лавки, никаких австралийских шляп мне тоже не попалось на глаза.

Как иногда это бывает, магазинчик, торгующий только товарами австралийского производства, мне попался чуть ли не в последнюю неделю перед возвращением. Наученный горьким опытом я сразу скептически поинтересовался у продавца, есть ли тут чисто австралийские вещи. И услышал, что тут ВСЕ австралийское, что это специализированный бутик. Вот удача-то!

Надо сказать, что шляпы в этом бутике были, но я их заметил только во второе посещение. Все слаучи-диггеры, акубры и джакару тихо лежали двумя башенками одна на другой в самом дальнем и незаметном углу. Странность неимоверная, на мой взгляд. При этом, я знаю, что австралийские шляпы ценятся не только у бывших советских школьников. Акубра и диггер-хат - бренды, известные далеко за пределами пятого континента. Их активно покупают (если находят) туристы и я, проведя в обнаруженном бутике немало времени, своими глазами видел, как американцы охотно берут сразу по две шляпы.

Да, кстати, цены на эти сувениры вполне убойные. Кожаные шляпы начинают с 60 $. Фетровые - с 40. Но те, что по 60 и 40 (соответственно) выглядят не особенно впечатляюще. Реально красивые или узнаваемые как символ страны шляпы стоят не меньше 70 австралийских долларов (AUD на тот момент был ощутимо тяжелее US$). Столкнувшись с ценами, я смирился с мыслью о том, что придется выбрать только одну шляпу, скажу больше, сначала я решил отказаться от приобретения давней мечты, потому что перед тем совершил основательный шопинг по части ювелирных вещей. Что ни говори, но я был в стране опалов и золота, уехать совсем без этого казалось невозможным.
Купив три изделия, я основательно откусил от заработка. Вернуться к вожделенным шляпам мне помог неожиданно полученный в самый крайний перед отъездом день бонус, который я хотя и не успел обналичить, но который ненавязчиво дал ощутить себя более свободным. И я купил еще пару игрушек для детей, набрал себе австралийской сдобы и помчался в любимый бутик.

От шляпы "как у Данди" я отказался почти сразу. Засада тут возникла в том, что хотя "Akubra" производит нечто подобное, но дизайн далеко не идентичен экземпляру из фильма. Первое, что бросается в глаза - зубы на опояске шляпы - очень маленькие. Совершенно несерьезные. Они действительно настоящие, но они не смотрятся. На фото шляпы глядятся отлично. В реале отдают бутафорией и "сувенирностью". Я не знаю, какие зубы на шляпе героя Пола Хогана, но там их основания упрятаны в ленту из крокодиловой кожи. А в шляпах, которые лежали передо мной, крокодиловой ленты не было, что уже само по себе большой минус. Кроме того, тоненькая ленточка имеющихся в наличии моделей не скрывала оснований акульих зубов (не уверен, что то была именно акула, но в рекламе говорится о ней), и вот, значит, эти основания серьезно портили вид. Большая часть зубов имела кривые сломы, которые совершенно не добавляли ни красоты, ни романтики. От таких шляп исходило ощущение вещички на сувенир, который будет висеть на стене и изредка рассматриваться гостями. С обязательным вопросом "чьи это зубы". Неинтересно.

Шляпы а-ля анзак, они же "диггерские", они же слаучи. Эти шляпы все фетровые, но по мере увеличения сходства с реальными армейскими моделями (или по мере роста именно военной эстетичности) цена их увеличивается в неадекватной прогрессии. 200 с лишним австралийских долларов за фетровую шляпу в принципе можно было бы и отдать, если очень хочется. Но не в том случае, когда рядом лежат кожаные модели за 70-100. Причем очень стильные модели. И очень практичные. Последнее обстоятельство я понял, взяв в руки одну из них. Это была модель от "Barmah".

Дело в том, что кожаная шляпа не боится быть смятой. Ее можно сложить вчетверо, затолкать в рюкзак и через два дня достать, расправить и надеть. У меня дома есть великий любитель шляп, и фетровых образцов а-ля ковбойский "Стетсон" у нас ажно три штуки. И я знаю, какой морокой иногда оборачивается объем фетровой модели. В транспорте ее порой некуда деть, кроме как держать в руках. В дождь она мокнет, хоть и не сильно, но все же. В ложбинку наверху натекает вода, имеющая свойство проливаться, куда не надо. В общем, имеются недостатки. Кожаная шляпа такой ложбинки не имеет, не мокнет вообще, а от веток, старающихся хлестнуть по лицу или ушам, спасает ничуть не хуже фетровой сестры.

Когда я увидел австралийскую кожаную шляпу, взял ее, погладил, вопросы отпали сразу. От этой вещи исходила та самая аура странствий и приключений. Это не дребедень с ненужными акульими зубами, а реальная вещь, которая в осенние дни спасет глаза от солнца, а шею - от дождя. И не будет мешаться, когда в ней нет нужды. И даже на стене она смотрится лучше зубастого сувенира для туристов.

Некоторое время я еще поколебался, что брать - модель из кенгуровой кожи или из буйволовой. Буйвол на 10 аудов дороже, но я склонился в сторону кенгуровой из-за прочитанного когда-то в сети уверения, что она лучше выдерживает солнечное пекло и дождь. Буйволовая шляпа, как следовало из прочитанного, требует специальной химической пропитки, чтобы служить в экстремальном режиме десятилетиями, тогда как кенгуровая по своим природным свойствам уже готова к службе на тот же срок.

"Буйвол" глядится более гладким, даже чуть-чуть гламурным. Кенгуровая кожа - более морщиниста, каждый экземпляр одной модели из нее - отличается от другого рисунком шероховатостей. Говорят, на кенгуровой коже часто можно видеть зажившие шрамы, полученные зверем в то время, пока он еще носился по просторам континента. Эти неровности будто бы придают дополнительный колорит изделию. На выбранной мною шляпе особо заметных шрамов я не нашел, да и в колорит не вглядывался, мне просто понравился внешний вид. Буйвол тоже гляделся отлично, претензий к нему не было и если бы не пойманная где-то информация о большей природной стойкости кенгуровой кожи, я бы выбрал его. Не то относительная редкость буйвола в сравнении с кенгуру, не то эта химическая пропитка, создают ценовую вилку в 10 австралийских долларов. Нашим же, как говорится, легче.

Купленная шляпа сразу по приезду была у меня конфискована маленьким ковбоем. И уже прошла проверку боем. Ее безжалостно носили всю осень по горам и лесам, в дождь и в пекло. В ней играли в шишечную войну, в футбол и в мушкетеров. Она два дня провела в рюкзаке, была вытащена, расправлена и обнаружена в рабочем состоянии. Словом, это вещь. Хорошая вещь.

18 комментариев:

  1. у меня были осколки акульих зубов - ни за что бы не сказала, что это вообще зубы, если бы не знала. Они были как камни, сине-черные, причем тупые, и какой-то типа насечкой по краю, которую можно было принять за рукотворную.

    ОтветитьУдалить
  2. ну да, мне самому показалось странным, что на сайте (русском), где продавалась подобная шляпа, зубы на опояске названы акульими. У наиболее известных ("распиаренных") акул зубы совсем другой формы. Мне лично зубы со всех виденных шляп а-ля Данди кажутся крокодиловыми. Это и более похоже, и логичнее. Кстати, в посте я написал, что ленты из крокодайла на попавшейся мне шляпе не было, я не точно выразился. Такой ленты не было на одной из шляп, самой дешевой. На другой она была, но совсем не такая стильная как в шляпе из фильма. И общий вид заметно отличался в худшую сторону. Но на фото (если поискать в инете, даже в русском, можно найти) шляпы от Jakaru бывают с зубами покрупнее и не обломанными. И крокодилья лента на них пошире. Но все равно это не то. До Данди не тянут. В России кстати они идут примерно по 8500 руб.
    У Данди, кстати, шляпа на вид кенгуровая (не знаю, как в реале). А Джакару такие делают кажется буйволовые. При этом, я не уверен, этот буйвол австралийский (одичавший) или купленный где-то во Вьетнаме или рядом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У Данди шляпа фетровая, как ни крути. Это видно на постерах - она слегка даже вроде как надорвана. Теперь, кстати, шляпы из кенгуру можно купить и в России: https://www.aussiegift.ru/

      Удалить
  3. да, вроде как сувениры в Австралии дорогие.
    У меня есть коала, мягкая игрушка, надевается на палец. стоила 10 а.д.

    ОтветитьУдалить
  4. ну да, у меня кенгуру такой же, чуть не треснул пока нашел его. Потом я уже понял, что игрушечных кенгуру надо искать не там, где австралийцы своим детям покупают игрушки, а в специальных магазинах для туристов.
    Кстати, в Перте я таки купил Jakaru, модель Anzak периода Первой мировой. Не устоял, взял старшему, хотя и не уверен, что он оценит (их поколение, кажется, совсем не интересуется историей). В duty free была приемлемая цена (60 ауд).
    Попозже думаю черкануть что-то подробнее про сувениры. А ты своего коала где добыл?

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  6. К вышеописанным достоинствам могу добавить, что в кожаной шляпе, в отличие от фетровой, на солнце не жарко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно, я сам был удивлен, но факт есть факт: в 30-градусную жару в фетровой шляпе особо не погарцуешь, а в кожаной вполне реально и пот при этом не будет катиться по лицу.

      Удалить
  7. Вы описали два типа шляп из натуральной кожи.
    А вот как Вы относитесь к шляпам из искусственной кожи?
    Опишите её достоинства и недостатки.
    Так ли сильно уступает шляпа из искусственной кожи , к прииеру, шляпе из кожи кенгуру?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. я просто никогда не носил шляпу из искусственной кожи, поэтому мне нечего сказать на сей счет

      Удалить
  8. Сам очень люблю австралийские шляпы.Благо на аукционах большой выбор от различных производителей,Jacaru,Barmah,Kakadu... и не обязательно ехать в Австралию.) Кстати,сейчас очень много подделок из Пакистана,в основном ими торгуют английские продавцы.Так что будьте внимательны при покупке.

    ОтветитьУдалить
  9. Задели мою "больную" тему. Обожаю австралийские шляпы.Небольшая часть моей коллекции:
    http://images.vfl.ru/ii/1483735979/793dc834/15568133.jpg

    ОтветитьУдалить
  10. Поправлю немного,в фильме у Данди ремень на шляпе из кожи питона,а не крокодила.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. а как вы это узнали?

      Удалить
    2. Здравствуйте. Я не узнавал.) Просто видел несколько хэт бендов из кожи питона,очень похожи,ну и фактура кожи...А вот в третьей части фильма,жилет у Данди из кожи крокодила.Кстати,посмотрите ремешки на шляпы из кожи крокодила,выглядят совсем по-другому: http://vfl.ru/fotos/3d72eb2716636499_0.htmlhttp://vfl.ru/fotos/3d72eb2716636499_0.html Почитал Ваш рассказ,очень понравился. Спасибо.

      Удалить
    3. Извиняюсь,выше дал кривую ссылку: http://vfl.ru/fotos/3d72eb2716636499_0.html

      Удалить
    4. ну что ж, понятно, спасибо за комментарий

      Удалить
    5. Не за что. Если вдруг надумаете когда-нибудь купить шляпу от Jacaru, рекомендую брать только здесь: http://www.ebay.com/sch/m.html?_ssn=wallaruoz&hash=item3d36495766%3Ag%3AgVkAAOSwzgBY0LJE&item=262903781222&_from=R40&_sacat=0&_nkw=Leather+hat&rt=nc Это страница ибей, владелицы и директора фабрики Jacaru Иваны Вудворд. Что интересно,цены значительно ниже,чем на официальном сайте. Покупал у нее примерно 7-8 раз. Доволен как поросёнок)) Да и цены значительно дешевле,чем у других продавцов на ибей.

      Удалить