вторник, 20 ноября 2012 г.

Средневековая Джунгария находилась на Селенге

Карта, если верить Википедии, составлена шведами при
Петре Великом. Зеленым цветом обозначена Джунгария
на 1720-е годы. 
До конца недели, говорят, должна выйти моя статья о ранних ойратах и их отношении к древней баргутской общности (к предкам бурят). Данная тема для меня, конечно, совсем не профильная, я ее изучаю как бы "для себя". Лет 10 назад тогдашний мой шеф планировал написать и издать коллективную монографию по этническому составу и истории основных бурятских группировок. Я сделал от своей тематики отступ и начал заниматься своей частью того проекта. Тем временем проект почему-то закрылся, а ветку свою я успел немного отрастить. И потихоньку у меня накопилось некоторое количество материала по этнической истории. Кое-что мало-помалу публиковалось, большая же часть пылится где-то в старых жестких дисках, с которых я даже не знаю, как теперь выписать те файлы. Одна статья из прошлых кусочков составилась все-таки и уже лежит в типографии. Подозреваю, что "монстры" ойратской тематики ее вряд ли похвалят, но свою версию teuke я наглым образом все же представляю.

В этой статье есть один момент, хорошо вписывающийся в основную тематику блога. А именно - поиск исчезнувшей страны. Все же знают, что была такая интересная держава под названием Джунгария. Этакий симбиоз монгольских кочевников, мусульманских горожан и легендарных беглых шведских офицеров, наладивших в Джунгарии литье пушек. Хорошо ведь звучит: "джунгарские мушкетеры"?

Мушкетерские полки, артиллерия на верблюдах и мобильные редуты с теми же верблюдами в главной роли (к животным крепили массивные дощатые щиты и сотнями выводили на поле), кавалерия в кожаных доспехах и прочий антураж - это то, что большинство наших коллег вспоминает при слове "Джунгария". Но мне пришла в голову мысль, что истоки этого слова и названия страны сокрыты где-то в нижней части Селенги, ближе к ее впадению в Байкал. Отрывок из той статьи я тут тисну, причем сам по себе текст получится разорванным в трех местах, потому что я отобрал только те моменты, где говорится о предках джунгаров (полностью статья слишком громоздкая и читается тяжело).


Cюжеты о мифической стране Джунгария 

Приведем начало одного из таких сюжетов, записанного на рубеже 19-20 веков: «В давнее время, с южной стороны Байкала, из местности Зунгария пришли люди кости Сэгэнут на северную сторону Байкала». В сюжете, впервые опубликованном в 1890 году, рассказывается: «Племя элэт (θθлθд) или сэгэнут жило прежде на южной стороне Байкала. Оно убило своего военачальника и, боясь наказания, пошло вниз по Селенге, перешло через Байкал». В 1935 году другим собирателем был записан такой вариант: «Сэгэнуты жили на южной стороне Байкала. Они убили своего начальника за плохое обращение с ними, перешли Байкал по льду и поселились совместно с эхиритами и булагатами». Итак, в наиболее старых версиях Джунгария, прародина сэгэнутов находится где-то в долине Селенги или, во всяком случае, на юго-востоке от Байкала, совсем не там, где позже известно Джунгарское ханство.

Племя сэгэнут, как видим, имело среди бурят второе прозвание – θθлθд. В ряде преданий это племя считается более древним жителем Верхней Лены чем эхириты, в других вариантах наоборот говорится, что сэгэнуты поселились между эхиритами и булагатами, на которых стали нападать. Как бы то ни было, сэгэнуты разделились на несколько ветвей: сэгэнут, мунхалиуд (или манхалют), икинад, хайтал, зγγн гар, баруун гар. Иногда к этому списку добавляют роды бγхэд, харанууд, шаранууд, боронууд. При этом, нынешние сэгэнуты являются только родом, происходящим от древнего одноименного племени, которое по преданиям было почти уничтожено булагатами и эхиритами.

Сравнивая этнонимы ветвей древних сэгэнутов с поздними ойратскими, мы обнаруживаем помимо других совпадений термин мунхалиуд. Бурятский этноним выглядит состоящим из мун и халиуд, в этом случае вторая часть означает «выдры» (бур. халиун выдра). Термин мун вызывает затруднения, хотя возможно этимологически он восходит к бурятскому слову бун, которое иногда употребляется в паре с сэн(г) «иней», «изморозь». Дело в том, что все эти роды считают себя потомками дочери Аю-хана и божества Сэгээн Сэбдэг тэнгри, а слово сэбдэг означает «оледенелый», что перекликается с сэн(г) в значении «иней», «изморозь». Полагаем, что изначально род, ответвившийся от сэгэнутов называли сэн(г) бун халиуд, но постепенно первое слово исчезло, а во втором произошло частое явление чередования б-м в начальной позиции. В составе хотогойтов есть род халиучин, род халиуд также отмечался в Ордосе. Таким образом, связь сэгэнутской группы родов с ойратами приобретает более конкретные очертания.

Отличием бурятских преданий о джунгарах (бур. зγγн гар «левая рука») является присутствие мотива о роде баруун гар «правая рука». Например, есть запись, где говорится: «у одного бурята из кости Сэгэнут родились два близнеца, которым дали имена: тот мальчик, который вырос на правой руке, будет Барунгар, а тот, который вырос на левой руке, будет Зунгар. Кость Барунгар живет за морем, а потомки Зунгара – нынешние зунгарские буряты. Зунгарские буряты пришли с южной стороны моря». Аналогичный сюжет рассказывает об этих же близнецах и упоминает род барунгар, который живет в Нижнеудинском уезде, но сильно обрусел и страдает малолюдством. Материалы этнографов разных лет подтверждают эту информацию. В составе нижнеудинских бурят барунгар отмечены в 1909 г., в 1960 г. и в 1988-90 г.

Таким образом, бурятская система наименований правой и левой «рук» в этнической ономастике не противоречива, в отличие от странного появления термина джунгар среди ойратов. Исследователи справедливо озадачиваются отсутствием этнонима барунгар в той же этнической стихии, где получили известность и дали имя целой империи ойратские джунгары. У бурят же наличествуют оба термина именно в качестве этнических наименований.

Скитания племени чике
Сам факт того, что бурятские олёты сами себя чаще называют ветвями древнего племени сэгэнут, а название θθлθд является для них вторым, дополнительным, дает основание предполагать (по крайней мере до появления дополнительных материалов), что оно прежде носило характер экзоэтнонима. Посему в исследовании маршрута их предков до переправы на западную сторону Байкала логичным был бы поиск древней формы этнонима сэгэнут.

В письменной форме на классическом монгольском он отмечен как čingnüt, но это запись в бурятской летописи 19 века, а в памятниках такого рода имена собственные, не имеющие параллелей в авторитетных для бурят монгольских сочинениях, порой записывались «на слух» или в специфической бурятской орфографии. Скажем, название рода баатаржан писали batorjan вместо baγaturjin. При этом буряты обычно дифференцировали daleth и taw, чего нет в стандартном классическом монгольском, благодаря чему мы знаем, что хоринцы именовали два своих «потерянных» рода именно хайтулами и чин(г)нутами, а не хайдул и чин(г)нуд. В дальнейшем имеет смысл провести ревизию всех списков хоринских памятников на предмет выявления всех способов начертания интересующих нас этнонимов, пока же приходится работать с тем, что есть. Мы имеем западнобурятское произношение сэгэнуут, хоринское письменное чин(г)нут, русскую передачу 17 в. – «цыган» («цыганов улус»). В сравнении видно, что в письменной форме как бы не хватает гласного e или i после g, в то же время появляется n перед g. Это может быть опиской, поскольку звуки e и n (в положении перед согласным) на графике не более чем «зубчик», часто пропускаемый или добавляемый в спешке; не многим отличается и написание i. С другой стороны нет гарантии, что чин(г)нут – не является как раз наследием старинной традиции написания термина.

В пользу того, что хоринские памятники не базировались на современном им списке западнобурятских родов (которые вообще были плохо им известны) говорит сам облик письменной формы, о чем выше мы кратко упоминали. Письменная традиция бурят отличается хотя и не упорядоченным, но выраженным стремлением к передаче некоторых фонетических особенностей бурятских диалектов. Если бы информация о сэгэнутах попала в хоринские памятники из устной речи, то почти гарантированно там было бы записано segenüt. В примере с хори-галзутским родом эршим написание этнонима в большинстве случаев передает отнюдь не классическое erčim, а бурятское произношение eršim, т.е. аффриката исчезает. В случае с терминами чингнут и сэгэнут появление первого из них с аффрикатой (отсутствующей в диалектах хори и западных бурят) может объясняться только продолжением древней письменной традиции, а значит аффриката должна быть признана исконной в данном этнониме.

Сравнив имеющиеся варианты, среди возможных древних форм этнонима сэгэнут, предположительно можно назвать чинг или чинги (без показателя множественного числа). Что это могло значить на языках средневекового населения региона, сказать трудно. Похожие слова есть в монгольском языке, но делать выводы мы пока не решаемся. Далее следует, пожалуй, вспомнить, что звук n перед g имеет свойство иногда исчезать (что в конечном итоге показал нам и западнобурятский вариант), поэтому уже в средние века этноним мог произноситься как чиг или чиги. В этом случае мы кажется находим упоминание искомого племени еще в бытность его в легендарной «старой» Джунгарии на восточной стороне Байкала.

В известном сюжете о деятельности вождей Начина и Хайду (предок Чингисхана в шестом поколении, ок. сер. 11 в.) рассказывается, как те, будучи «наемными зятьями» у баргутов, остались в живых, пока враждебные джалаиры уничтожали всех подряд в их землях. Летописи «Юань ши» и «Алтан тобчи» Мэргэн Гэгэна (практически цитирующего «Юань ши») упоминают о военной помощи двух аймаков, оказанной монгольским вождям. В первом памятнике говорится о Баргу и Чике, во втором – о Баргу и Чику. Мы считаем, что чике – это предки сэгэнутов, в те годы еще не перебравшиеся через Байкал. Здесь мы видим не только созвучие этнонимов, но и характерный факт близости племени чике к баргутам, что хорошо согласуется с нашей теорией о тождестве потомков чике баргутским толёсам (туласам).

Борьба с джалаирами происходила на фоне наступления киданей, сумевших быстро переправиться через Керулен и обрушиться на джалаиров. Другими ориентирами служат низовья Онона и река Баргу (на которой при Хайду был устроен дворец и мост) в Баргуджин Токуме. События того крупного объединения племен монголов, баргу и чике происходили в треугольнике между этими объектами.

Таким образом, картина судьбоносных для монголов событий получает новые штрихи, позволяющие полнее представить себе всю глубину влияния племен баргутской группы на этносы, позже известные как хамаг монголы, в составе основных ветвей нирун и дарлекин. В событиях времен Хоричара, Хорилартая и Алан-гоа просматривается хори-туматская линия этногенеза племен, составивших нирунскую ветвь, ближайший родственный круг рода Чингисхана и его самого. Во времена войны с джалаирами, а также во время Бартам-батура (деда Чингисхана) отмечается военная помощь баргутов и родственные связи монголов с ними.

Чике и баргуты в 11 веке помогли монголам против джалаиров, война сложилась удачно. Союзу племен благоволили кидани; сын Хайду Чарахай, надо полагать, от них получил титул лингум, а его люди и потомки позднее известны как тайджиуты (ср.: кит. тай цзы>монг. тайджи «принц, князь»). В 1093, 1094, 1102 годах упоминаются походы киданей на племя мэйлицзы, обычно отождествляемом с мэркитами. Эти походы состоялись существенно позднее разгрома джалаиров. Кидани неизменно побеждали, но вскоре все изменилось. В год последнего похода на мэйлицзы Китай напал на союзный Тангут, тогда же случился мятеж Сяо Сели, а десятью годами позже Агуда начал восстание чжурчженей, киданям стало не до событий на северо-западных окраинах и там разгоралось соперничество мэркитов и онон-керуленских монголов.

Монгольский Хадаан (дядя Есугэя, праправнук Хайду) некогда стал побратимом мэркитскому Тудур Бильге-чигину, что состоялось видимо уже при ослаблении киданей. «Сборник летописей» возлагает на Тудура оскорбление, приведшее к войне, в которой Тудур был взят в плен и убит. Его сын Тогтоа позже также был разбит монголами. «Сборник летописей» специально подчеркивает, что Хадаан захватил мэркитские «левое крыло и центр», по монгольской традиции именуемые «джунгар» и «гол». Тогтоа с правым крылом войска ушел вверх по Селенге. Здесь открывается поле для раздумий о том, куда и почему двинулся будущий заклятый враг Чингисхана, ведь верховья Селенги это в сущности местность в дневном переходе от Ариг усуна. Еще больший интерес представляет занятное совпадение: ушедшие от погони теряют свой «джунгар» на Селенге, там же, где сэгэнуты располагают свою древнюю Джунгарию. Не случился ли в брошенном вождем восточном крыле «мятеж» с убийством военачальника и дальнейшем побегом через Байкал?

На наш взгляд, при всех уникальных совпадениях с историей мэркитов, этническая судьба сэгэнутов скорее была связана с баргутами-баяутами, а мэркиты были в ней лишь эпизодом, возможно именно мэркитом был тот военачальник, убийством которого чике закрыли себе возвращение на Селенгу. Переход предков сэгэнутов через Байкал надо датировать не ранее времени Хайду. Разумеется, для полной уверенности нужна сверка с археологическими данными, хотя, если чике изначально были в культурном плане близки баргутским племенам, особого всплеска восточных инноваций на западе ожидать не стоит. Впрочем, следами появления чике в Западной Бурятии можно было бы считать и элементы культур Средней Селенги, где располагалась мэркитская держава. Кроме того, если чике имели отношение к тем чикам, что жили в Саянах, тогда есть основания связывать с ними элементы, свойственные культурам того региона.


1 комментарий:

  1. http://art.alvin-portal.org/alvin/viewer.jsf?file=http://art.alvin-portal.org/retservice/attachment/preview/alvin-record:3942-ATTACHMENT-0001

    Карта того самого Рената.

    ОтветитьУдалить